Как взрослые влияют на самооценку ребенка?

психолог в оренбурге, детский психолог оренбург, школа уверенности


— Ваня, расскажи про человека, которого ты нарисовал.
— Ну.. он маленький, низкий, худой. Слабый…
— А ты какой?
— Мама говорит, что я когда вырасту, буду высоким.. Ей бы хотелось, чтобы я был 180 см или хотя бы 175 см.
— А сейчас ты какой?
— Ну… Когда вырасту, буду высоким! («сильным, большим и атлетичным» — добавляю я про себя).

 

С этого упражнения началось наше знакомство с Ваней – 9-летним школьником, которого действительно по физическим параметрам можно отнести к первоклашке.

НО! Стоит ли родителю на это указывать? Что чувствует ребёнок, когда мама (нельзя обойти стороной тот факт, что сама мама далеко не ростом с Гулливера) говорит: «Как бы мне хотелось, чтобы ты был высоким!»?
Для ребёнка (особенно для мальчика) это звучит куда болезненнее: «Сейчас ты маленький, низкий и худенький, и ты мне таким не нравишься, я тебя таким не люблю… Вот когда будешь высоким, тогда полюблю».

Разумеется, мама Вани, как и любая мама, хочет, чтобы её ребёнок вырос уверенным в себе и, конечно, она не хотела делать ему больно… Именно забота о Ване и непонимание причин возникновения детской неуверенности привела эту семью к нам в центр.

Тема самооценки — очень широкая тема. Начнём с поведения и фраз ребёнка, которые могут указывать на то, что он недостаточно уверен в своих силах и на его самооценку стоит обратить внимание:

1. Сколько места занимает Ваш ребёнок? Неуверенные дети, как правило, садятся на самый край стула, приходя в гости или сад, стараются занять, как можно меньше места собой и своими вещами, всё у них лежит рядышком, друг на друге, с краю или в уголке.

2. Неуверенным детям трудно знакомиться со сверстниками, потому что они боятся отказа. Настолько боятся, что им проще не пытаться, не прикасаться к своим чувствам, обойти боль отвержения (этого им и без того хватает в их воображаемом, а иногда реальном мире, где они отвержены родителями).

3. Если малыш постоянно сравнивает себя с другими детьми, их внешностью, поведением.

4. Неуверенные дети часто просят одобрения взрослых, им нужна точка опоры – мнение, на которое можно сослаться: «А в этих ботинках можно пойти или я в них замерзну?»
«А это красиво выглядит?»
«А так можно поступить или не стоит?»
У них нет внутренней системы координат, собственного взгляда, в соответствии с которым они бы оценивали себя и взвешивали свои силы: «Мама (учитель, друг, дядька) лучше знает».

5. Фразы: «Скорее всего, у меня не получится..»
«У меня всегда много ошибок»
«Я никогда не смогу этого сделать»
«Все говорят, что я застенчивый, что у меня всё валится из рук (робкий, непослушный.. какой-то плохой)»
«Я, наверное, не справлюсь»
«Я дурак (неудачник и тд)»

6. Неуверенные дети не умеют отказывать и отстаивать свои границы, когда это очень нужно. Они не умеют заступаться за себя, им проще расплакаться в ссоре, чем высказать свою точку зрения (зачастую это связано с особенностями нервной системы).

7. У неуверенных детей, как правило, скудная жестикуляция, они малоэмоциональны. Почему? Потому что опять же не хотят занимать много пространства, вдруг что-то не то скажут, кого-то заденут случайно или неуместно похихикают, лучше не высовываться.

Если в каком-то из пунктов, вы узнали своего ребёнка, не спешите делать выводы, лучше проконсультируйтесь с психологом. Наши специалисты в области детской и подростковой психологии всегда готовы придти к вам на помощь.

Адрес центра: Есимова, 9 (район ОблГаи)

Телефон: 940-565

С уважением, Алина Ищанова, психолог центра «Одаренные дети»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *